Балансовая принадлежность водопроводных сетей в частном доме
Произошла поломка водопровода в частном секторе, между центральной трубой и первым водозапорным вентилем (ответвление от центральной трубы к абоненту в колодце за пределами участка). Водоканал не хочет ремонтировать, утверждает, что это присоединение называется «частная врезка», начинается в месте присоединения трубы абонента к центральной трубе и ремонтироваться должно клиентом и за его счет. Договор заключен в 1957 году и там нет таких понятий как «граница эксплуатационной ответственности» или «граница балансовой принадлежности». Как определить на чьей ответственности находится этот ремонт?
Ответы юристов ( 2 )
Где проходит граница эксплуатационной ответственности водопроводной сети частного дома?
Указанная Вами граница начинается с места врезки трубы в общую водопроводную сеть. С этого места водопроводная труба принадлежит собственнику жилья и содержание этой части водопровода осуществляется за счёт собственника жилья. Это предусмотрено Правилами организации коммерческого учёта воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства России от 4 сентября 2013 г. № 776, а также Постановлением Правительства России от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и частных домов». Так что, водоканал правомерно утверждает, что это частная врезка. В период, когда был заключён договор, такие нормы не существовали.
Пожалуйста, уточните в каком именно пункте Постановления говорится, что граница эксплуатационной ответственности начинается от точки врезки трубы? Я данного текста не нашел. Заранее спасибо!
Вы сами откройте названные постановления и найдёте.
Что я и сделал, но не нашел конкретно про границу, располагающуюся на месте врезки трубы (по Вашим словам). Потому и уточняю.
Плохо смотрели, потому и не нашли. Больше надо обращать внимание на смысл текста. Прочтите внимательно вот этот пункт Постановления Правительства № 766.
4.Приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом или организацией, осуществляющей транспортировку горячей воды, холодной воды, сточных вод (далее — транзитная организация), на границе балансовой принадлежности сетей или на границе эксплуатационной ответственности абонента и (или) транзитной организации с организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее — организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение), другими организациями, эксплуатирующими водопроводные и (или) канализационные сети, если иное не предусмотрено договорами водоснабжения, договором водоотведения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, договором по транспортировке холодной воды, договором по транспортировке горячей воды, договором по транспортировке сточных вод, договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, договором по водоподготовке, договором по очистке сточных вод, а также иными договорами, заключаемыми с организациями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение.
Подключение (технологическое присоединение) абонентов к централизованной системе горячего водоснабжения и (или) централизованной системе холодного водоснабжения (далее — централизованные системы водоснабжения) без оборудования узла учета приборами учета воды не допускается.
21. В случае если узел учета воды размещен не на границе эксплуатационной ответственности организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, абонента и (или) транзитной организации, то расчет объема поданной (полученной) воды производится с учетом потерь в водопроводных сетях от границы эксплуатационной ответственности до места установки прибора учета.
Водопровод очень важная составляющая комфортной жизни в доме. Подписав акт, стороны должны нести ответственность за исправное состояние водопровода, а если что-то будет упущено, то трубы надо будет ремонтировать, и, естественно, за свой счет. Все это надо учитывать при согласовании балансовой принадлежности, ведь зачастую именно на управляющего ложится вся ответственность за водоснабжение и канализацию. Потому посреднику надо сузить круг своих непосредственных обязанностей, не выходя при этом из рамок гражданского законодательства.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
Акт разграничения эксплуатационной ответственности
Никакой жилой или нежилой дом нельзя сдать в эксплуатацию, если к нему не подключены такие коммунальные услуги, как водоснабжение и канализация. Чтобы регулировать поставку этих ресурсов компании должны заключать договоры, в которых разграничивают эксплуатационную ответственность.
Цель этих договоров в том, чтобы клиенты получили услугу по водоснабжению или водопотреблению, а компания, которая предоставляет эти услуги, получила за свою работу оговоренную оплату.
Вот ещё парочка правил, которые соблюдаются при подписании акта разграничения ответственности:
- Абоненты вынуждены содержать вверенное им оборудование в технически исправном состоянии. Если произойдет поломка по вине абонента, то его ремонтом должен заниматься именно он.
- Заключать договор, как правило, нужно не просто между двумя лицами, а между управляющей компанией, коммерческим предприятием или ТЖС. Что касается второй стороны, то в её качестве ожидаемо будет выступать ресурсоснабжающее учреждение.
- Если в аварии виноват не пользователь, то перед абонентом появляется дилемма – кто именно должен отвечать за эту неисправность, и убирать её чтобы восстановить нормальную работу канализации или водопровода. Куда звонить и к кому обращаться? Именно это позволит выяснить акт.
- В нем указывается, какой уровень субординации принадлежит каждой из сторон. Рамки полномочий могут быть разными в разных случаях, потому этот момент надо обозначить.
Как оформляется образец акта разграничения
Акт – это документ, что оформляется в письменном виде, чтобы обозначить права, обязанности и правомочия между организациями, поставляющими ресурсы и абонентом, который их получает. Хотя второй стороной может выступать и управляющая компания, которая только посредник, перебирающий на себя часть обязанностей, после того как будет подписан бланк.
Обязанности компаний-поставщиков не такие обширные. В частности, эти компании обязаны поставлять ресурс в должном количестве и в высоком качестве. А вот абоненту, коим сейчас выступает управляющая компания, доставка услуги влетает в приличную копеечку. Дело в том, что он должен:
- Делать ремонт оборудования, если то сломается;
- Проводить техническое обслуживание оборудования;
- Другие обязанности.
В акте эти условия указываются в отдельном разделе акта, потому их нужно составить и обсудить, чтобы не заканчивать дела в суде, отстаивая свои «ущемленные» интересы. Кроме того, при составлении акта надо обратить внимание на следующее:
- В первую очередь форма акта должна быть подтверждена документами. В компанию-поставщика направляются следующие бумаги:
- Документы правоустанавливающего характера на дом;
- Разрешения на строительство;
- Разрешение на ввод дома в эксплуатацию.
- Заключить договор на обеспечение работы канализационных сетей, указав в нем все нюансы и особенности будущей сделки.
- Поставить подпись под соответствующим актом, который станет гарантом выполнения полномочий сторонами.
В документе указывают схему расположения сетей. Но что более полезно, здесь есть информация кто и за какое разветвление водопровода отвечает. Составляется образец в трех экземплярах. Один из них остается у клиента, второй у поставщика услуги, а третий будет передан в представительство государственного органа.
Эксплуатационная ответственность и балансовая принадлежность
Эти два понятия удивительно похожи между собой, но законодательство РФ пока не может их четко разграничить. Отличия все же есть, потому мы попытаемся выделить, в чем же здесь особенность.
- Балансовую принадлежность можно интерпретировать как то, кто является фактическим владельцем оборудования для водоснабжения.
- А вот что касается акта разграничения эксплуатационной ответственности, то в нем идет речь о том, кто будет заниматься ремонтными работами водопровода и канализации и поддерживать эти ресурсы в рабочем состоянии. Если на линии произойдет поломка, то именно сторона, на которой лежит эксплуатационная ответственность, будет оплачивать ремонт.
Если другими словами, то трубы из систем канализации в первом случае будут разделять по признаку владения, а во втором случае – бремя возлагается на одну из сторон с целью поддержки водопровода и канализации в должном состоянии.
Что касается рамок распределения полномочий, то после подписания договора о балансовой принадлежности они распространяются только на рассматриваемый дом. А в случае с эксплуатационной ответственностью, то они оговариваются по решению сторон участников и могут распределиться на весь дом, или на какую-то часть здания, где чаще всего происходит прорыв водопровода. Если же границы не указаны в акте, то форма договора подразумевает использование таких же правил, как и при балансовой ответственности.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
Опубликовано 10 Окт 2013 — 12:12 пользователем Ольга
Одним из самых болезненных вопросов при заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями (РСО) для ТСЖ, ЖСК и управляющих компаний является разграничение так называемой эксплуатационной ответственности и определение ее границ. Практика показывает, что для ТСЖ и ЖСК данный вопрос часто становится актуальным при возникновении аварий на сетях, не имеющих отношения к общему имуществу собственников в многоквартирном доме, когда в силу опрометчиво подписанного договора обязанность ремонта указанных сетей возлагается на ТСЖ и ЖСК.
Дополнительные метры инженерных коммуникаций возлагают на управляющую организацию (а значит, и на собственников помещений МКД) дополнительное финансовое бремя на их содержание и ремонт, которое подчас, например, ТСЖ не под силу, а также предполагают неизбежные расходы на покрытие потерь коммунального ресурса.
Нормативное регулирование
При рассмотрении указанного вопроса следует обратиться прежде всего к Гражданскому кодексу, регулирующему все договоры энергоснабжения. Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Общие положения Гражданского кодекса РФ относительно границ эксплуатационной ответственности получили развитие в таких нормативных актах, как:
Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период формирования электроэнергетики, утв. постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 (далее — Правила электроэнергетики);
Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее -Правила доступа);
Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 ( в редакции от 29 июля 2013 г.) (далее -Правила водоснабжения);
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491;( в редакции 14 мая 2013 г.)
Циркулярное письмо Госстроя России от 14.10.1999 № ЛЧ-3555/12 «О разъяснениях по применению Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации».(Текст письма официально опубликован не был)
Эксплуатационная ответственность и балансовая принадлежность
Основные понятия. В перечисленных актах понятие границ эксплуатационной ответственности неизменно стоит рядом с понятием границ балансовой принадлежности, при этом общего определения ни для того, ни для другого в законодательстве не закреплено. Между тем существует ряд определений в рамках регулирования различных договоров энергоснабжения. Так, в соответствии с п. 1 Правил водоснабжения:
граница балансовой принадлежности — линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации и сооружений на них между владельцами по признаку собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
граница эксплуатационной ответственности — линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации (водопроводных и канализационных сетей и сооружений на них) по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию элементов систем водоснабжения и (или) канализации, устанавливаемая соглашением сторон. При отсутствии такого соглашения граница эксплуатационной ответственности устанавливается по границе балансовой принадлежности. Относительно снабжения тепловой энергией подобного определения вовсе нет, но в п. 31 письма ФСТ России от 18.02.2005 № СН-570/14 указано, что отпущенная тепловая энергия — это тепловая энергия, отпущенная потребителю тепловой энергии (потребителям) на границе эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности).
Наиболее полные определения рассматриваемых понятий касаются снабжения электрической энергией. Согласно п. 2 Правил доступа:
акт разграничения балансовой принадлежности электросетей — документ, составленный в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к электрическим сетям, определяющий границы балансовой принадлежности;
акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон — документ, составленный сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства;
граница балансовой принадлежности — линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.
Из анализа правовых актов следует, что граница балансовой принадлежности делит инженерные сети по признаку собственности или иного законного владения, а граница эксплуатационной ответственности предполагает линию раздела по признаку возложения бремени содержания инженерных коммуникаций.
При заключении договоров ресурсоснабжения МКД граница балансовой принадлежности будет отделять инженерные сети, являющиеся общим имуществом собственников помещений (ст. 36 ЖК РФ), от иных инженерных сетей. В связи с этим важно понимать, что относится к общему имуществу.
Согласно п. 5 Правил содержания общего имущества в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая в т. ч. из сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с п. 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях (п. 7 Правил содержания общего имущества).
В силу п. 8 рассматриваемых правил внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в т. ч. сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не предусмотрено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или РСО, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в МКД. Внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью (п. 9 Правил содержания общего имущества).
Таким образом, границей балансовой принадлежности при заключении договоров ресурсоснабжения МКД всегда является внешняя граница стены такого дома, а граница эксплуатационной ответственности установлена не императивно — она может:
устанавливаться по соглашению сторон;
совпадать с местом соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом;
совпадать с границей балансовой принадлежности (для собственников МКД ею является внешняя стена дома).
Так, конкретизируя п. 8 Правил содержания общего имущества, можно обратиться к п. 14 Правил водоснабжения, в котором указано: при наличии согласования разграничение может быть установлено по колодцу (или камере), к которому подключены устройства и сооружения для присоединения абонента к коммунальной водопроводной или канализационной сети. Относительно тепловых сетей возможны варианты установки границы эксплуатационной ответственности на стене тепловой камеры на вводе абонента либо по первым отключающим устройствам (постановление ФАС СКО от 28.05.2009 № А53-9063/2008-С2-41). Все указанные варианты должны быть согласованы в акте разграничения эксплуатационной ответственности.
Судебные споры
Анализ законодательства и судебной практики позволяет сделать вывод о том, что при недостижении согласия между управляющей организацией и РСО по вопросу определения границы эксплуатационной ответственности последняя определяется по границе балансовой принадлежности, которой является внешняя стена многоквартирного дома.
Проблемным является вопрос о необходимости подписания указанного акта. В силу ст. 543 ГК РФ к существенным условиям договора энергоснабжения, без которых договор ничтожен, относится условие об обеспечении содержания и безопасности эксплуатации сетей, приборов и оборудования. Согласовывая границы эксплуатационной ответственности, стороны предусматривают порядок содержания и эксплуатации инженерных сетей и оборудования. Акт разграничения эксплуатационной ответственности является техническим документом, формой, позволяющей отразить такое согласование. Кроме того, все рассмотренные нормативные документы также предполагают подписание этого акта при заключении договора ресурсоснабжения.
Однако акт разграничения эксплуатационной ответственности имеет место при достижении согласия между РСО и абонентом по данному вопросу, а при недостижении такового границы ответственности определяются по границам балансовой принадлежности. Следовательно, акт разграничения эксплуатационной ответственности может присутствовать не всегда. О том же свидетельствует и анализ судебной практики по спорам об условиях договоров, возникающим при их заключении: суды порой даже исключают из текста договора приложения, в которых содержится данный акт.
Итак, можно сделать следующий вывод: при отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница устанавливается по месту соединения коллективного (общедомового) прибора учета, а при его отсутствии — по границе общего имущества собственников помещений МКД.
В свою очередь, в состав указанного имущества могут входить только внутридомовые системы жизнеобеспечения, заканчивающиеся внешней границей стены дома и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме. Поэтому если управляющей организации предлагают взять бремя ответственности за инженерные сети, находящиеся за пределами МКД либо обслуживающие более одного многоквартирного дома (вне зависимости от места нахождения), то она смело может отказаться и настаивать на установлении границ эксплуатационной ответственности по внешней стене дома.
Так, например, Шестой арбитражный апелляционный суд отказал организации-застройщику в требовании о понуждении управляющей организации принять на содержание и техническое обслуживание наружные инженерные сети электроснабжения, ливневой канализации, канализации водопровода. В судебном заседании было установлено, что данные коммуникации предназначены для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в нескольких многоквартирных домах, а не в одном многоквартирном доме и, следовательно, не отвечают всем установленным законодательством критериям общего имущества многоквартирного дома (постановление от 17.07.2009 № 06АП-2631/2009). И наоборот, управляющей организации не удалось доказать неправомерность включения в состав муниципальной собственности тепловых трасс и транзитных трубопроводов горячей воды, проходящих по подвалам домов, бойлера горячей воды в подвале дома и других транзитных трубопроводов (и дальнейшей передачи их в аренду РСО). Несмотря на то что данные объекты находятся в подвале МКД, общим имуществом они не являются, так как обслуживают более одного многоквартирного дома, а также поскольку внешняя граница стены дома не может являться границей транзитных тепловых сетей (постановление ФАС УО от 18.05.2009 № Ф09-2962/09-С6).
Кроме того, как показывает практика, проблемы при заключении договора и разграничении эксплуатационной ответственности возникают, когда не известен балансодержатель участка инженерных сетей от стены МКД до сетей, состоящих на балансе РСО. Данные участки зачастую являются бесхозными, но необходимыми для снабжения дома ресурсами (а располагаются на придомовом земельном участке, входящем в состав общего имущества). Как правило, РСО стараются возложить бремя содержания таких участков сетей на управляющую организацию и собственников помещений МКД, мотивируя это тем, что обслуживание этих участков не учтено в тарифах. Между тем даже в этой ситуации нет правовых оснований для разграничения эксплуатационной ответственности по врезке в инженерные сети, состоящие на балансе РСО. Оговоримся еще раз, что это положение справедливо при отсутствии соглашения сторон, выраженного в акте, поскольку в силу п. 1 ст. 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора. Согласно п. 4 названной статьи условия договора определяются по усмотрению сторон. Суды при разрешении указанных споров отмечают, что РСО имеет право на обращение в регулирующий орган с документами, подтверждающими расходы на оплату услуг по передаче ресурса по сетям, не переданным ей в эксплуатацию, с целью их учета и компенсации в последующем периоде регулирования тарифов (постановления ФАС ВВО от 24.03.2009 № А29-5292/2008, от 23.09.2008 № А11-11702/2007-К1-6/37).
Как подключить частные дома к водопроводу в 2023 году
В Федеральном законе Российской Федерации № 416, который был принят в декабре 2011-го года, четко указано, как владельцы участка земли или дома могут провести водопровод с помощью колодцев или скважин.
В Федеральном законе Российской Федерации № 416, который был принят в декабре 2011-го года, четко указано, как владельцы участка земли или дома могут провести водопровод с помощью колодцев или скважин.
Кроме того, руководствоваться необходимо следующими государственными актами:
- Постановление Правительства РФ о холодном водоснабжении.
- Постановление Правительства РФ о договорах в сфере водоснабжения.
- Постановление Правительства РФ об определении и правилах предоставления соответствующих технических условий.
Самостоятельно подключаться к водопроводу нельзя, это карается штрафами согласно Административному кодексу Российской Федерации. Ущерб возмещается региональному отделению водоканала.
Когда и как можно подключить участок к водопроводу?
Если на участке или в доме нет никаких ограничений, а технические характеристики соответствуют требованиям, водоканал обязан разрешить подключение к общему источнику воды. Подобные типовые договоры заключаются на основании публичной оферты. Однако если необходимых возможностей для подключения нет, госструктура откажет в предоставлении услуги. Подключиться к центральному водоснабжению нельзя, например, если в населенном пункте отсутствуют соответствующие системы.
Возможен и третий вариант развития событий – когда не хватает свободной мощности для подключения нового абонента. В таком случае, не только профильная организация, но и региональные власти, органы местного самоуправления обязаны внести изменения в бюджет и предусмотреть подключение нового оборудования, прокладку дополнительных трубопроводов. В этом случае, в услуге вам не откажут, однако процедура может затянуться на годы, так как требует серьезной работы, в том числе, со стороны государства.
Как узнать технические возможности для подключения к водопроводу?
Самостоятельно определить наличие технических возможностей не получится. Для этого нужно подать соответствующий запрос в водоканал, по которому вам в ответ придет полная дорожная карта вашего участка.
Технические условия оформляются сразу, когда земельный участок переходит в ваше пользование, причем как при покупке, так и при договоре аренды с муниципалитетом. ТУ также имеют срок годности. Если они истекли или по какой-то причине на руках у владельца их нет, нужно обратиться в водоканал.
Помимо заявления о выдаче техусловий, необходимо предоставить следующие документы:
- Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.
- Документы на земельный участок.
- Документы, которыми устанавливаются границы принадлежащей вам территории, разрешение на землю.
- Документы о параметрах строительства и разрешение на него.
- Техническое обеспечение, позволяющее подключить участок к водопроводу.
- Если дом или другая постройка еще не закончена, нужно указать примерный срок ввода помещения в эксплуатацию.
- Величина нагрузки на сеть водоснабжения, которая планируется на вашем участке.
Технические условия выдаются бесплатно и не облагаются госпошлинами. Водоканал обязан выдать документ в течение двух недель после обращения. Вместе с ТУ заявитель получит и информацию о затратах на подключение к центральному водопроводу.
Как заключается договор на подключение к водопроводу?
Чтобы заключить договор с водоканалом о подключении к центральному водоснабжению, нужно согласовать ряд условий. В первую очередь, речь идет о сроке проведений всех мероприятий. Их несоблюдение приводит к тому, что виновник должен будет платить неустойку государству или пострадавшей стороне.
Нужно определить технические требования помещения или участка точки, где будет врезаться новый абонент. Отдельно определяется, какой напор воды сможет обеспечить поставщик и сколько будет расходовать клиент.
Далее предъявляются требования к техническому оборудованию, в том числе счетчикам, а также пожарной безопасности и водоотведению. Территория должна располагать возможностями для сбора сточных вод.
Если все эти факторы согласованы, начинается процесс строительства водопровода профильной организацией. Если же большая часть оборудования уже имеется, например, от старых владельцев участка, необходимо только снабдить точку подключения – этим тоже занимается водоканал.
Организация выполняет монтаж за отдельную оплату труда. Можно заключить договор и о том, что заявитель сам нанимает частную бригаду и оплачивает ее услуги.
Однако прежде, чем начнется строительство водопровода, нужно подготовить проект водоснабжения. За ним можно обратиться как в ту же государственную структуру, так и в аккредитованную частную организацию. В любом случае, согласовывать его необходимо в Роспотребнадзоре.
Важно понимать, что в течении всего процесса подключения, должны соблюдаться определенные условия:
Водоканал регулярно следит за ходом работ, даже если весь монтаж выполняется сторонними организациями.
Все земельные работы могут быть проведены только после того, как городская администрация или другие органы самоуправления выдадут соответствующий ордер.
После окончания строительных работ, водоканал обязан выдать акт о вводе нового участка в эксплуатацию.
В дальнейшем, подача воды регулируется тем же водоканалом, как и проверка давления, счетчиков и других сопровождающих работ.
Получить юридическую помощь по вопросам подключения частного дома к водопроводу можно на нашем сайте.
Использование подземных вод: изменения в законодательстве с 2020 года, касающиеся садоводов
Даже небольшое приусадебное хозяйство нуждается в источнике водоснабжения. Это может быть собственный или общий колодец, колонка, скважина либо центральный водопровод, охватывающий территорию всего садового товарищества. На данный момент пользование этим природным ресурсом почти не регламентировано. Однако в 2020 году ситуация после вступления в силу новых законов кардинально поменяется.
Кто платит налог на подземные воды сейчас
Приобретая в собственность участок земли для ведения сельского хозяйства, садовод автоматически получает право недропользования в определённом законами РФ порядке. Оно распространяется и на грунтовые воды, залегающие не глубже 40 м, поэтому на большинстве участков рано или поздно появляется колодец или скважина.
Сейчас для того, чтобы обзавестись собственным источником водоснабжения, не нужно никаких документов и согласований. Налоги на использование подземных вод тоже не предусмотрены. Если садовое некоммерческое товарищество (СНТ) располагает централизованной системой водоснабжения своей территории, это юридическое лицо тоже не делает никаких отчислений в государственный бюджет (за редкими исключениями).
За добычу воды пока надо платить в одном случае — если она артезианская. Такая вода, располагаясь между пластами горной породы или почти водонепроницаемой глины, защищена от загрязнения промышленными отходами, осадками и так далее. Благодаря своей чистоте артезианская вода причислена государством к категории ценных природных ресурсов, её добыча регламентируется законом РФ «О недрах» и подвергается налогообложению. Чтобы получить доступ к источнику артезианской воды, необходимо бурить глубокие скважины — если сделать это, не учтя, например, расположения сетей центрального водоснабжения, можно нанести большой урон инфраструктуре. Это ещё одна причина, обуславливающая необходимость предварительного получения разрешения (лицензии) и согласования технической документации.
Ставка налога на добычу артезианской воды на данный момент — 81 рубль за 1000 м³, если этим занимается физическое лицо. Юридическое за аналогичный объём должно платить от 300 до 750 рублей (стоимость варьируется в зависимости от субъекта РФ, где зарегистрирована организация и организована добыча). Налог уплачивается за каждый квартал, в течение следующего месяца после его окончания. При просрочке следуют санкции (пени).
Что меняется для садоводов с 01.01.2020 года
Поправки, внесённые в нормативно-правовые акты, касающиеся использования подземных вод, не относятся к садоводам при соблюдении нескольких условий:
- источник водоснабжения (колодец, скважина) расположен на собственном садовом участке и не используется для централизованного водоснабжения;
- глубина его не превышает 30–40 м, а объём ежедневного потребления — 100 м³;
- вода идёт только на хозяйственно-бытовые нужды, нет цели извлечения прибыли (садовод не ведёт предпринимательскую деятельность).
То есть, никто не запрещает садоводу и после первого января следующего года рыть колодец или бурить скважину на собственном участке, если вода пойдёт на полив грядок, приготовление пищи, прочие частные нужды. Согласования с какими-либо инстанциями и их разрешения для этого не понадобится. Тревожащий многих налог на использование подземных вод при соблюдении указанных выше условий тоже начисляться не будет.
Бо́льшая часть поправок, начинающих действовать с 01.01.2020 года, относятся к СНТ. Во многих товариществах имеется собственная скважина, предназначенная для обеспечения водой всех его членов, при помощи системы водонапорных башен, водозаборных станций и водопроводных труб. Со следующего года такая деятельность будет невозможна без получения лицензии. Правовые акты, устанавливающие необходимость лицензирования, уже действуют, вступив в силу с первого января этого года.
Данный сезон для СНТ — период «водной амнистии». Пока товарищества вправе, а не обязаны получить лицензию на использование подземных вод. Чтобы ускорить процесс и поощрить организации, государство на 2019 год освобождает их от уплаты государственной пошлины за лицензирование в размере 7500 рублей (стоимость установлена в пункте 92 статьи 333.33 Налогового Кодекса РФ). Действовать лицензия будет в течение 25 лет.
По задумке законодателей, оплачивать лицензирование должно юридическое лицо, то есть, СНТ. Но, без сомнения, в конечном счёте её стоимость внесут садоводы. Организация просто потребует уплатить новые взносы. Причём и от тех, кто зарегистрирован в качестве членов товарищества, и от тех, кто в нём не состоит.
Добыча и использование подземных вод без лицензии с 2020 года становится наказуемой. Помимо этого, от нарушителей потребуется демонтаж сооружения и всех вспомогательных конструкций за собственный счёт. Ответственность в виде административного штрафа предусмотрена КоАП РФ в статье 7.3 – «Пользование недрами без специально оформленного разрешения». Он составляет:
- 3–5 тысяч рублей для физических лиц;
- 30–50 тысяч рублей для должностных лиц;
- 800 тысяч-один миллион рублей для юридических лиц.
Сама процедура лицензирования достаточно проста. Организация подаёт в министерство природных ресурсов и экологии соответствующего субъекта РФ пакет документов;
- устав СНТ (нотариально заверенная копия);
- масштабированный план участка, на котором предполагается или уже идёт добыча подземных вод;
- паспорт скважины (если он имеется);
- план расположения водозаборных станций, водонапорных башен, схема трубопровода;
- экспертное заключение касательно качества воды.
Раньше для того, чтобы пробурить новую скважину, собиралось гораздо больше документов. От СНТ больше не требуется:
- проведения перед этим геолого-разведывательных работ и государственной экспертизы, чтобы исключить наличие на выбранной для скважины территории полезных ископаемых;
- согласования проекта и прочих технических документов с соответствующими органами;
- подтверждения того, что организация может обеспечить эффективность и безопасность процесса добычи подземных вод (имеется вся нужная техника, достаточные финансы и компетентные сотрудники).
Каждая «лицензированная» скважина должна быть оборудована счётчиком. Теперь использование подземных вод будет облагаться налогом, исчисляемым на базе его показаний. Ставка будет варьироваться, определяясь источником водоснабжения. К примеру, за 1000 м³ из бассейна Волги придётся заплатить 444 рубля, за аналогичный объём, но из реки Урал — 534 рубля.
Обязанность платить этот налог также в конечном счёте относится к садоводам. Со следующего года все, кто ведёт приусадебное хозяйство на территории СНТ (вне зависимости от регистрации в качестве его членов), должны должны оплачивать пользование любыми объектами, которые условно относятся к общей собственности, в том числе, скважинами для водоснабжения. Товарищество просто установит дополнительные взносы и получит возможность взыскивать их в порядке административного судопроизводства с тех, кто этой обязанностью пренебрегает.
Видео: комментарий к изменениям в законодательстве, касающимся использования подземных вод
В рамках подготовки к очередному сезону 2020 года садоводу придётся не только закупать семена, посадочный инвентарь, прочие нужные в хозяйстве вещи, но ещё и внимательно изучать законодательство. Новые правила использования подземных вод означают дополнительные материальные расходы. По задумке законодателей их должно нести само товарищество, но очевидно, что это выльется в дополнительные регулярные взносы для тех, кто ведёт хозяйство на его территории.
Источник https://vmeste-masterim.ru/balansovaja-prinadlezhnost-vodoprovodnyh-setej-v.html
Источник https://prav.io/browse/blogs/zhilishhnye-spory/kak-podklyuchit-chastnye-doma-k-vodoprovodu-v-2022-godu
Источник https://dacha.help/derevya-i-kustarniki/nalog-na-podzemnuyu-vodu